четверг, 4 июня 2009 г.

Деятельностный подход через ЛЕГОконструирование

Введение государственных стандартов общего образования предполагает разработку педагогических технологий их достижения.
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования, причем они рассматриваются на основе системно-деятельностного подхода.
Процессы обучения и воспитания не сами по себе развивают человека, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и способствуют формированию тех или иных типов деятельности.

Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Это означает, что, чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.
Такую стратегию обучения легко реализовать в образовательной среде LEGO, которая объединяет в себе специально скомпонованные для занятий в группе комплекты ЛЕГО, тщательно продуманную систему заданий для детей и четко сформулированную образовательную концепцию.
В процессе активной работы детей по конструированию, исследованию, постановке вопросов и совместному творчеству не только существенно улучшаются «традиционные» результаты, но и открывается много дополнительных интересных возможностей. Работая парами, дети, независимо от их подготовки, могут строить модели и при этом обучаться, получая удовольствие.

Вашему вниманию представлены три конструктора ЛЕГО. Конструктор «ТЕХНОЛОГИЯ И ФИЗИКА» предоставляет прекрасную возможность сделать занятия по физике и технологии более интересными и понятными. В наборе содержится оборудование, позволяющее ставить перед детьми соответствующие «научные» задачи, так что они ощущают себя настоящими юными учеными. В процессе работы дети задают вопросы «А что если …?», делают предположения, затем испытывают созданные ими модели, проводят измерения, тем самым совершают своё маленькое открытие.
При работе с наборами ученики приобретают навыки:
- творчески подходить к задачам;
- проверять идеи, основываясь на очевидных результатах наблюдений и измерений;
- ставить задачи, которые можно решить научными методами, и объяснять, как находить ответы на них;
- производить систематические наблюдения и измерения, используя информационные и коммуникационные технологии для сохранения полученных данных.
Данный набор имеет принципиальные отличия от предшествующих:
- Совместное творчество: работая в паре, каждый ребенок строит свою часть модели, рассказывает о ней и затем согласовывает окончательную сборку с партнером.
- В процессе совместного творчества конструирование протекает быстрее, а модели могут получиться более интересными.
- Каждая модель буквально пронизана научными технологиями. Все научные элементы действительно поддаются измерению, а тема «Математика в действии» становится основой каждого проекта.
- Для данного набора были специально разработаны рабочие карточки, позволяющие каждому ученику активно включаться в процесс обучения и практически самостоятельно проводить урок. Учитель только направляет ход урока.

Набор «Энергия, работа, мощность», содержащий более 800 ЛЕГО-элементов, знакомит учащихся с источниками энергии, способами ее преобразования и сохранения, а также с соотношениями между энергией, работой и мощностью.
Конструктор позволяет создавать генераторы, механические накопители энергии и модели автомобилей.
Занятия проводятся по темам: знакомство с понятием Энергия, потенциальная энергия, кинетическая энергия, преобразование механической энергии в электрическую, аккумулирование энергии, дополнительные проекты.
В состав конструктора входят четыре одинаковых, полностью укомплектованных мини-набора по 201 детали в каждом, включая моторы и электрические конденсаторы, комплект Технологических карт (ТК) с пошаговыми инструкциями для построения моделей, предназначенных для параллельной работы 4-х групп учащихся по 8-16 человек в каждой, а также Книга для учителя.
Занятия с конструктором "Энергия, Работа, Мощность" являются основой для последующей работы с конструктором "Возобновляемые источники энергии".
Энергия присутствует везде. Мы не можем ни создать ее, ни уничтожить – мы можем только перевести ее в ту форму, которая соответствует нашим нуждам.

Набор «Возобновляемые источники энергии» применяют для ознакомления с основными видами энергии: солнечной энергией, энергией ветра и энергией потока воды. При работе с этим набором учащиеся изучают принципы действия традиционных и возобновляемых источников энергии, процессы переноса и накопления энергии, организацию систем энергоснабжения.
Весь материал разделен на два уровня, которые можно рассматривать как вместе, так и в отдельности.
Можно провести эксперименты с чертовым колесом или автомобилем, работающим на солнечной энергии, а можно построить водяную или ветряную мельницу.
Конструктор предназначен для работы группы из 4 человек. Занятия проводятся по темам: основы солнечной энергетики, основы ветроэнергетики и гидроэнергетики, системы энергоснабжения. Технологические карты знакомят с отдельными этапами создания моделей устройств, использующих солнечную батарею, ветродвигатель, водяное колесо.
В наборе: 721 элемент, в том числе микромотор, солнечная батарея, различные шестеренки и соединительные провода, 4 сборника Технологических карт (ТК) с пошаговыми инструкциями для построения моделей и Книга для учителя. Набор поставляется в прочной пластиковой коробке с лотком для сортировки деталей.
В процессе активной работы детей по конструированию не только существенно улучшатся «традиционные» результаты, но и открывается много дополнительных интересных возможностей. На занятиях можно достичь немало впечатляющих научных результатов, индивидуальных и групповых успехов в решении поставленных задач. Такие результаты трудно получить на традиционных уроках.

2 комментария:

  1. Галина Васильевна!ВЫ как пример для всех педагогов: замечательная идея распространения педагогического опыта. П

    ОтветитьУдалить
  2. Все правильно! Лего конструерование сейчас очень востребовано! Это первая ступень на пути к професиональной робототехнике! так держать! все дети начинают с лего! но не на таком уровне!

    ОтветитьУдалить