среда, 30 июня 2010 г.

Метод проектов на уроках технологии

         Вот уже третий год в нашей школе на уроках технологии мальчишки обучаются конструированию и программированию, используя конструкторы Лего. И второй год подряд четвертая учебная четверть  - это время проектов.

На первом занятии ученикам предлагается общее направление проектной деятельности в каждой параллели. В 5-х классах – «Домашние помощники», в 6-х классах – «Транспорт», в 7-х – «Лего и физика». Ребята делятся на группы по 2-3 человека, но есть и индивидуальные работы. Наступает период обдумывания названия проекта, обоснования выбора и составление плана работы над проектом.
На первом этапе юные конструкторы намечают эскиз модели и по этому эскизу конструируют Лего-робота. Совершенствуя, дорабатывая конструкцию, ребята добиваются, чтобы задуманное устройство выполняло то, что от него хотят создатели. Для достижения цели необходимо составить программу, передать ее роботу.

Следующий этап – теоретическое описание проекта. Учащиеся подбирают материал по обобщенному плану:
1.      Обоснование выбора темы
2.      Теоретическое описание (материал из Интернета, энциклопедий, СМИ)
3.      Устройство модели
4.      Применение
Дальнейшая деятельность посвящена подготовке и проведению защиты проекта. Защита включает в себя как устный рассказ о модели с демонстрацией ее возможностей, так и рекламу проекта. В качестве рекламы можно подготовить плакат (бумажный или электронный) или презентацию.
В результате за каждый вид деятельности и продукт учащиеся получают оценку. Оцениваются:
·        План
·        Эскиз
·        Теоретическое обоснование (реферат)
·        Реклама
·        Модель
·        Программа
·        Защита
Домашние помощники пятиклассников – это не только прототипы реально существующих устройств, но и абсолютно уникальные авторские изобретения. Калимулин А. и Горностаев М. (5а класс) смонтировали вентилятор, Мельник В., Карих Д. и Чечерин Д. – домашнего официанта, который ездит по столу и доставляет блюда и столовые приборы. Нигматзянов Н. и Паникаров С. развили идею предыдущих авторов и создали домашнего робота, помогающего инвалидам, детям и старикам.
Учащиеся 5б класса создавали проекты той же направленности, но эти проекты отличаются тем, что к ним создавались программы для управления, следовательно, они более сложные. Вентилятор Додолина М. и Шабанова И. имеет более интересную конструкцию, чем вентилятор учеников 5а класса. Крайсветный и Андрианов Сережи спроектировали газонокосилку и задали ей программу. Они продумали не только, как будет скашиваться трава, но и куда она будет помещаться. В Интернете Сережи нашли массу информации о различных видах газонокосилок и определили, к какому типу относится их изобретение. Ковчежный Д. и Першаков Г. Спроектировали сигнализацию, которую можно установить на входные двери. Оригинальный способ защитить свое жилище ребята с успехом могут реализовать у себя дома. Смолин А. и Михалев Г. Назвали свою конструкцию «Многофункциональная платформа». По сути, это тот же робот-официант, но у него много дополнительных функций, часть которых ребята подсмотрели в Интернете у японских домашних роботов, а остальное придумали сами.
На меня произвела сильное впечатление защита проектов учениками 5б класса. Авторы основательно подготовились к процедуре защиты проекта, представили красочные презентации. При обсуждении проектов не было ни одного равнодушного, все заинтересованно слушали товарищей, задавали вопросы, предлагали способы улучшения модели.
Самый интересный проект в 6а классе – это горный перевозчик Павлова М. и Никитина М. по сложности и количеству элементов он превосходит все проекты не только в 6-х, но и в 7-х классах. Максим и Миша спроектировали фуникулер, который может перевозить туристов через ущелья или поднимать в горы. К фуникулеру людей доставляет лифт.
Проекты 6б класса отличаются от проектов других классов тем, что реклама к ним выполнена с использованием программы Publisher. Получились полноценные плакаты, которые можно вывешивать на рекламные щиты или раздавать посетителям выставки.
Семиклассники – самые опытные Лего-проектировщики. В 7 классе они начали изучать физику и в своих проектах осознанно применяют простые механизмы – рычаги и блоки.
Подводя итог новому сезону проектов, можно с уверенностью заявить, что каждый участник обучился методу проектов в полной мере. У одних были интересные модели, у других – более оригинальные и информативные плакаты и презентации, у третьих – доказательная и занимательная защита. В целом, мальчишки 5-7 классов готовы представлять свои наработки в области Лего-технологий на любых выставках и соревнованиях. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий