четверг, 24 сентября 2009 г.

О преподавании учебного предмета «Физика»

ПРИЛОЖЕНИЕ 12 к письму Министерства образования и науки Челябинской области
от 03.08.2009 г. № 103/3431
О преподавании учебного предмета «Физика»в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2009 – 2010 учебном году
«…Современная организация учебной деятельности требует того, чтобы теоретические обобщения учащиеся делали на основе результатов собственной деятельности. Для учебного предмета «физика» - это учебный эксперимент. Принципиально изменились роль, место и функции самостоятельного эксперимента при обучении физике: учащиеся должны овладевать не только конкретными практическими умениями, но и основами естественнонаучного метода познания, а это может быть реализовано только через систему самостоятельных экспериментальных исследований. Lego-конструкторы существенно мобилизируют такие исследования. Особенностью преподавания учебного предмета «Физика» в 2009/2010 учебном году является использование образовательных Лего-конструкторов, которые позволяют в полной мере реализовать принцип личностно-ориентированного обучения, провести демонстрационные эксперименты и лабораторные работы, охватывающие практически все темы курса физики и выполняющие не столько иллюстративную функцию к изучаемому материалу, а требующие применения исследовательских методов, что способствует повышению интереса к изучаемому предмету.На уроках физики рекомендуется использовать следующие наборы образовательных Лего-конструкторов:

воскресенье, 20 сентября 2009 г.

Конструктор «Возобновляемые источники энергии»

Для ознакомления с основными видами природной энергии: солнечной энергией, энергией ветра и энергией потока воды.
При работе с этим набором учащиеся изучают принципы действия традиционных и возобновляемых источников энергии, процессы переноса и накопления энергии, организацию систем энергоснабжения.
В процессе активной работы детей по конструированию не только существенно улучшатся «традиционные» результаты, но и открывается много дополнительных интересных возможностей. На занятиях можно достичь немало впечатляющих научных результатов, индивидуальных и групповых успехов в решении поставленных задач. Такие результаты трудно получить на традиционных уроках.

Конструктор "Энергия, работа, мощность"

Тематика занятий:
Вводное занятие
1А Знакомство с понятием Энергия
Раздел 2. Потенциальная энергия
1B Поднимаем груз
2B Используем редуктор
Раздел 3. Кинетическая энергия
1C Скатываемся с горки
2C Сопротивление воздуха
3C Потенциальная – Кинетическая – Потенциальная …
Раздел 4. Преобразование механической энергии в электрическую
1D Производство электроэнергии
2D Подключение генератора к мотору
3D Эффективность процесса преобразования энергии
Раздел 5. Аккумулирование энергии
1E Аккумулирование энергии в резиновой ленте
2E Накопитель энергии с резиновой лентой
3E Калибровка измерительного устройства
4E Аккумулирование кинетической энергии
5E Аккумулирование электрической энергии
6E Оценка количества аккумулированной энергии
7E Механическая – Электрическая – Механическая…
8E Энергосистема
Раздел 6. Дополнительные проекты
1F Сравнительные исследования резиновых лент
2F Затраты энергии на освещение
3F Затраты энергии для подъема груза
4F Вверх по наклонной плоскости
5F Вперед с максимальной скоростью

Конструктор "ТЕХНОЛОГИЯ И ФИЗИКА"

При работе с наборами ученики приобретают навыки:
-творчески подходить к задачам;
-проверять идеи, основываясь на очевидных результатах наблюдений и измерений;
-ставить задачи, которые можно решить научными методами, и объяснять, как находить ответы на них;
-производить систематические наблюдения и измерения, используя информационные и коммуникационные технологии для сохранения полученных данных.
Совместное творчество: работая в паре, каждый ребенок строит свою часть модели, рассказывает о ней и затем согласовывает окончательную сборку с партнером.
В процессе совместного творчества конструирование протекает быстрее, а модели могут получиться более интересными.
Каждая модель буквально пронизана научными технологиями. Все научные элементы действительно поддаются измерению, а тема «Математика в действии» становится основой каждого проекта.
Для данного набора были специально разработаны рабочие карточки, позволяющие каждому ученику активно включаться в процесс обучения и практически самостоятельно проводить урок. Учитель только направляет ход урока.